История
 Карта
 Галерея
 Справка

 Форум
 Ссылки
 

 

 

 

 

История города

Здесь будет город заложен

История самого молодого города Запорожской области не менее интересна, чем у соседнего города атомщиков Энергодара или какого-либо районного центра края. Так уж сложилось, что эти места стали заселяться в основном переселенцами из других регионов Российской империи после распада Запорожской Сечи, то есть, пару-тройку столетий назад. Мелитополь, Бердянск, Токмак, Пологи – вот основные города, имеющие население свыше 20 тысяч человек. А Мелитополь и Бердянск соответственно 160 и 120 тысяч. К ним в прошлом веке добавился Днепрорудный -  21 тысяча человек, а чуть позже при строительстве крупнейшей в Европе Запорожской атомной станции и Энергодар – 56 тысяч по переписи 2001 года. Кстати, по-украински город называется Днипроруднє (Дніпрорудне), что не совсем  пришлось ко двору горожанам, которые по привычке называют свой город Днепрорудный. Но кто же дал ему такое название и почему он расположился именно в этом месте? Об этом вспоминает бывшый главный геолог ЗЖРК – В.Ф. Халло 

 - Учитывая сжатые сроки разведки Южно-Белозерского месторождения, проектирование ЗЖРК – 1 было начато задолго до утверждения запасов месторожднеия в ГКЗ. Генеральной проектной организацией был опредлён УкрНИИпроект. Главным инженером проекта был назначен Сергей Евсеевич Анушин – крупнейший специалист по проектированию горнодобывающих предприятий и очень обаятельный человек.

Летом 1959 года сергей Евсеевич прибыл к нам в экспедицию и несколько дней знакомился с материалами разведки месторождения. Потом он попросил меня ознакомить с районом чтоб выбрать место для строительства города горняков. Его, прежде всего, интересовал южный берег Каховского моря.

Хорошо зная район, я предложил место для города за каменкой Днепровской, на то Сергей Евсеевич сказал, что это место ему не нравится. Потом уже на этом месте был построен Энергодар. И в выборе места для его строительства я и главный маршкейдер были впоследствии включены в состав комиссии.

 Зато Анушина заинтересовал бугор в районе сел Балки, Златополь, Скельки. По приезде Сергей Евсеевич не менее часа бродил по этому холму, решив что лучшего места для города не найти. И назывался он в проекте Днепроградом.

 Против этого места упорно возражали представители “Кривбасспроекта”, которые практиковали строительство городов и поселков впритык к рудникам. НО Анушин заручился поддержкой в верхах, поэтому нынешнее место Днепрорудного находится сегодня не в голой степи, а рядом с Каховским морем.

 Действительно, чтобы было, прими тогда точку зрения представителей Кривбасса. Ещё один город с красными воробьями? Да и разве чем-то можно заменить жипописные прибрежные места, которые одним своим видом успокаивают нервы и предлагают отдохнуть на берегу реки с удочкой или просто созерцать текущую воду, думая о чем-то сокровенном. Впрочем, слава Богу, что Анушин в то время отстоял свою точку зрения. Можно быть уверенным, что около рудника создать второй Лас-Вегас вряд ли бы удалось. Не те времена были, а сейчас тем более. Хотя уже по другим причинам.

 Кстати, до нынешнего названия, кроме Днепрограда, было предложение именовать город Таврическом. Но не прошло. Железнодорожная станция районного центра в Васильевке, правда, гордо напоминает о звучном названии, достойном принадлежать даже столицы Тавриды. А пока мимо нее пробегают поезда на Крым, в которых будущие отдыхающие с нетерпением ожидают встречи с ласковым морем.

 1961 год приянто считать годом рождения Днепрорудного. Сегодня это компактный город с современной застройкой, массой кафе и магазинов, уютными улочками и парком. Занимает площадь 778,4 гектара. До него можно добратся по железной дороге, по Днепру, и, конечно же, по автодорогам.

 В городе зарегестрировано около полутара сотен предприятый различных форм собственности. По-прежнему Днепрорудный считается горняцким городом. Раньше все в нем возводилось за счет комбината. Но в 1995 году социальная сфера была передана в комунальную собственность города. И хотя прошло уже достаточно времени, но большинство жителей не научились разделять город и комбинат. Для них Днепрорудный остается своего рода “спальным цехом” комбината.

 Валовая прибыль города состовляет свыше 200 миллионов гривень. Это 96 процентов общего объема производства всего Васильевского района. Причем почти половина населения города является работоспособной. Поэтому проблема безработицы в Днепрорудном является одной из главных. Хотя в городе имеются и другие предприятия, кроме ЗЖРК, где можно приложить свои силы. Это ОАО “Завод строительноотделочных машин”, “Днепрорудненский сырокомбинат”, “Запорожрудстрой”, “Автотранспортное предприятие – 12364”. Однако не для всех там есть работа, да и дела не у каждого идут также благополучно, как и у горняков.

 В Днепрорудном, к счастью, не сложилась критическая ситуация с образовательными учереждениями, как это массово происходило в последние годы по всей Украине. Сегодня здесь функционируют 4 многопрофильные школы, в которых обучается три с половиной тысячи ребят. В городе продолжают работать гимназия “София”, 5 детских дошкольных заведений, индустриальный техникум, профессионально-технический лицей № 26, школа эстетичного воспитания с художественным отделением, Дворец культуры “Горняк”, кинотеатр “Современник”. Одно это свидетельствует, что в городе имеется значительный интеллектуальный потенциал, который помогает воспитывать подрастающее поколление на уровне крупных городов и областных центров. А то, может быть, даже кое в чем и превосходя их.

 Заботятся в городе и о здоровье его жителей. Для этого работает городская больница на 190 мест, два ведомственных профилактория, стоматологическая поликлиника. Городская влась помогает становлению малого и среднего бизнеса.

 

 

Мы были первыми

Вспоминает один из первых бригадиров СМУ “Рудстрой” Ф. А. Будко

О том, что в районе Малой Белозерки имеется магнитная аномалия, я слышал ещё до 1941 года. Об этом рассказывали авиаторы, которые заметили, что стрелка компаса в этом районе отклоняется в сторону и вибрирует.

 И уже значительно позже, после увольнения в запас, узнал, что в районе Малой Белозерки имеются большие залежи железной руды. Здесь работали геологоразведочные партии, подтвердившие наличие больших залежей ценнейшей железной руды. Но когда начнется ее разработка – никто сказать не мог.

 Шел 1959 год. СУ-5 треста “Запорожстрой” начало строить электрическую подстанцию ЛЭП-154 киловольт в районе села Большая Белозерка, где я работал бригадиром комплексной бригады. На следущий год строительство было передано другому управлению – СУ-6 “Мартенстрой”, которое и сдало подстанцию в сентябре 1960 г. В СУ-6 на строительстве подстанции начальником учатска был Михаил Яковлевич Танкелевич, который в дальнейшем был назначен главным иженером вновь создавшегося СУ “Рудстрой”. После сдачи подстанции 154 кВ, мне предоставили отпуск 2 года. И во время оформления отпуска (управление находилось в Запорожье) Танкелевич предложил мне поехать на работу на строительство нового города в том районе. Я согласился. Руководство СУ “Рудстрой” находилось в здании треста “Запорожстрой”. Там я познакомился с начальником СУ Т.П Лесенком. В это же время подошел Ю.М. Черкасов, он согласился также поехать в Балки начальником участка. Мы совместно просмотрели генплан нового города и ситуационный план организации строительства базы бетонного узла. Нам выделяется участок в районе села Балки со стороны намечаемого строительства нового города. Мы договорились встретится на месте базы строительства в середине октября 1960 года. Но начальство почему-то не приехало. Зато молва о строительстве нового города уже распространилась по Балкам. Я же должен был возглавлять комплексную бригаду. Многие местные жители согласились пойти работать на строительство. Так, одними из первых рабочих были: Николай Залутин, Леня кущ, Володя Коваленко, Николай Кориенко, Володя Белка, Саша Олейник, Вася Куц, Коля Поздяков, Гриша Демешко, Володя Плющ, Витя Сизоненко, Гриша Демешко и другие. Все они – жители села Балки. Я записал их адреса и сказал, что через Николая Залутина их, когда они понадобятся, найду.

Вскоре трест “Запорожстроймеханизация” доставил на место строительства базы бульдозер, машинистом на котором был Александр Кизилов.

 В своей работе мне уже приводилось организовывать площадки для строительства, но, правда, с куда меньшим объемом работ. И поскольку площадка, выделенная нам, в 70 раз была меньше требуемой, а рядом было поле в сторону Павловки со стерней, я попросил бульдозериста расчистить площадку для складирования материалов. Сейчас на ней расположено управление механизации № 6 частично АБ-21.

 Поскольку из Запорожья уже прибыла машина с лесоматериалами, которые начал принимать Володя Коваленко, то и в дальнейшем он стал кладовщиком центрального склада СУ “Рудстрой”. Володя Коваленко сам организовал охрану материалов и его прием. Все ребята, изъявшие желание работать, прибыли на площадку, и мы начали воздвигать ограждение склада и временное крытое деревянное помещение для хранения материалов. Причем по договоренности ребята прибыли со своими инструментами.

 С Юрием Михайловичем Черкасовым мы определили место под строительство бетонного узла, вернее Юрий Михайлович согласился с моими расчетами по территории РБУ, ведь нам этой земли не отводили. Поскольку у меня уже был опыт работы на других РБУ, а на это никакого проекта не было, то я согласился построить его без проекта на одну растворомешалку и две бетономешалки с погрузкой в автомашину. Сразу же начали выкапывать ямы под стойки эстакады для мешалок. Привезли стойки из березы. Я потребовал другие, но только не березу, это – временный РБУ. И вот этот временный РБУ проработал более 3-х лет, обеспечивая при 3-х сменной работе бесперебойную подачу бетона и раствора. Эстакаду накрыли, частично утеплили, организовали подогрев инертных и воды. Ведь РБУ работал беспрерывно и зимой и летом. К РБУ отсыпали щебёночное основание со стороны автодороги  на Каменку и на дорогу к посёлку строителей. А к городу пришлось ещё преодолевать и глубокую балку.

 Параллельно со строительством РБУ начали строительства поселка, получившего название Дружба. Разбивку строительства поселка выполнила геодезист комбината Нина Михайловна Солдатова. Первые домики были заложены по нынешней улице Павловская, а в первом доме и ныне проживает семья Н.Г. Матяр – первоначально это было женское общежитие. Коллектив строителей быстро возрастал. Первоначально все были в бригаде, которой я руководил. Мы вели строительство центрального склада, РБУ, и закладывали фундамент под сборные домики, отсыпали дороги и одновременно гтовились собирать сборные щитовые домики (их называли “финские”). Коллектив бригады быстро рос и насчитывал около 60 человек. С приходом на строительство бригады плотников, работавшей на восстановлении Балковской больницы, образовалась и вторая бригада во главе с Григорием Сиривлей. Попутно было сформировано звено каменщиков, которое возглавил Владимир Дулинов, ему и поручили устройство фундамента под домики. С приходом группы демобилизованных ребят образовалось звено под руководством Саши Головко, которое сначала выполняло земляные работы, а со временем и полностью возводили фундаменты под домики. Часть ребят, работавших на РБУ, там и осталась, часть распределилась в отдел главного механика. Одновременно сформировалось звено, затем бригада штукатуров, которую возглавил Володя Вартанов. Захватывающая работа и быстрый рост объёмов сдружили коллектив строителей.

Работа бригады, которую я возглавлял, вскоре стабилизировалась, все быстро осваивали строительные навыки, к тому же к нам пришли выпускники ремесленного училища, плотники по специальности. Мы их разделили на две бригады: мне и Серивле. Поскольку было решено, что мы специализируемся на сборе домиков, я организовал в бригаде звенья-тройки, определив в каждое уже имеющих опыт.Тройки возглавил: Гулевский, Степкин, Плющ, Залуин и Русаков. Работали в две, а то и в три смены. Каждый делал свой объём по специализации: одно звено возводило стены, другие – перекрытия, полы, крышу, обивку стен сухой штукатуркой и т.д. Был организован определённый поток. Заканчивали на одном домике, переходили на строительство следующего. Специализация очень помогла отбору необходимых элементнов для домика на центральном складе.

 Зима 1961 года была слякотная, ночью подмерзало, и шёл снег, а к обеду всё таяло, и была непролазная грязь. Конструкции подвозили на специально подготовленных санях, которые скользили и по снегу и по грязи! Доставку на санях безоговорочно осуществляли бульдозеристы Саша Кизилов и Лёня Алтухов: таскали сани, машины с раствором, бетоном, кирпичом, устраивали площадки под складирование, выполняли обратную засыпку. Интерестно, что бригада сложилась так,  что десять человек носило имя Николай. Все были молодыми, задорными, смело брались за выполнение любого задания, лишь бы это было на пользу дела.

Бригада на Дружбе соорудила более 10 сборных домиков. Забетонировала железобетонные головки водопропускных труб под дорогу в районе существующего склада. На оголовках бригада училась монтировать арматурные каркасы, устраивать опалубки, укладывать бетон. Условия выполнения этих работ были неблагоприятными – в глубокой балке без подъездов, в бездорожье, всё выполняли вручную. При бетонировании приходилось осуществлять до трёх-четырёх перекидов с уплотнением без вибраторов. Всё это выполнять было трудно. Зато радостно, после распалубки, что получилось всё, как и было предусмотрено по технологии, и выполнено нашими руками. Бригада Саши Головко готовила устройство основания под трубы и их монтаж. Они были в этой глуши первыми, кто работал по монолитному железобетону. Поэтому нам и поручили устройство фундамента первого дома в будущем Днепрорудном.

К этому времени Запорожское управление “Днепроэкскавация” подготовило нам котлован под общежитие. Ориентиров никаких не было, и нас постоянно контролировалла и давала советы геодезист Нина Михайловна Солдатова. К закладке первого дома тщательно готовились: пригласили телевидение, но, к сожалению, никто не приехал. Зато потом посетителей было много – ведь это был первый дом нового города. А в посёлке сдали первую партию домиков и определили их под общежитие для тех, кто два года работал в СУ.

Постепенно заканчивали отделку и благоустройство второй партии домиков. В них вселялись по две семьи. К этому времени коллектив стабилизировался, хоть и по бездорожью, но регулярно доставлялись грузы уже своим автотранспортом. Определился коллектив главного механика СУ, возглавляемый Федюрой. Электрики Алисеенко, Мигунов, Куц, Поздняков выполняли монтаж электропроводки в домиках. Безотказно обслуживала коллектив медицинский фельдшер Мария Антоновна Модина. Первым парикмахером был Саша Юрченко, а лечились мы в балковской участковой больнице.

В районе центрального склада был открыт небольшой вуфет. РБУ работал стабильно и на полную мощность. Всем хотелось быстрее построить новый город, чтобы он был светлым и красивым. Никто не думал о личной выгоде, о зарплате, на работу шли как на праздник. Вот так мы начинали строить новый город в степях Таврии.

 

 

“Рабочее слово” Днепрорудного

Жизнедеятельность любого предприятия, а тем более, целого города, невозможна без средств коммуникаци. Днепрорудный и комбинат строились во времена, когда жители большого и единственного государства считались самыми читающими в мире. Население молодого горняцкого города не считало себя исключением. Кроме всесоюзных, республиканских и областных газет нужна была и своя, местная. И она появилась.

 26 июля 2003 года многотиражная газета ЗАО ЗЖРК “Рабочее слово” отметила свое 40-летие. За эти годы она стала “своей” для многих днепрорудненцев – тружеников комбината и жителей города.

 Первые номера многотиражки вышли в далеком 1963 году. Её авторский коллектив – первый внештатный редактор Сергей Яковенко (директор первой в городе школы, ныне Почетный гражданин Днепрорудного), ответственный секретарь Юрий Гапонов, литсотрудники Агнеса Манюкова, Николай Тарасенко, художник и фотограф Ян Грабовский – путем проб и ошибок создавали лицо только что родившейся газеты.

 Следущие несколько редакторов также работали на общественных началах. Это Виталий Михайлович Шупенко, в то время куратор, а позднее один из руководителей ОКСа ЗЖРК; Георгий Семенович Крохмаль, директор горного техникума; Эмилия Федоровна Макаева, партийный работник, а позднее директор восьмилетней школы поселка Дружба. Выполняя свою основную работу не будучи профессионалами-журналистами, они, тем не менее, вместе с тоже неопытными сотрудниками редакции выпускали интересные номера газеты, в которых описаны поистине героические будни строителей будущего комбината и города, их энтузиазм и молодой задор.

Первым редактором “Рабочего слова”, работавшим на постоянной основе, стал Николай Филипович Гончаров. Он пришел в газету в 1966 году на должность ответственного секретаря, а через год возглавил редакционный коллектив, и в течение 23 лет руководил им. В 2001 году Николаю Филиповичу присвоено звание Почетный гражданин Днепрорудного, он является автором книги “Запорожский железнорудный комбинат. Славное 30-летие”, изданной к 30-летию ввода в строй действущих предприятий Запорожского ЗЖРК.

 В разные годы сотрудникам газеты были М. Любивый, Т.Плецкая, В.Ганчева, Ю.Полещук, А.Кириленко. Но дольше всех (20 лет) литературным сотрудником редакции проработала Екатерина Павловна Петруханова, а после ухода Н.Ф. Гончарова на заслуженный отдых она ещё 9 лет возглавляла газету.

 Постепенно “Рабочее слово” переросло свой статус “многотиражки” и стало, по сути, городской газетой, на страницах которой находили что-то интересное для себя не только горняки, но и учителя, медики, студенты и учащиеся, работники культуры и спортсмены. Новости производства, профсоюзная, партийная и комсомольская (во времена СССР) жизнь, культура, спорт, образование, медицина – вот далеко не полный перечень тем, которые освещались на страницах газеты. “Рабочее слово” постоянно поддерживало связь с читателями, публикуя их письма, обращения, жалобы, помогая найти ответы на интересующие их вопросы. Газета “открыла” много поэтических талантов.  Многим днепрорудненцам полюбились стихи Л.Гнусовой, Л.Бычкова, И.Железнякова и других местных поэтов, опубликованные на страницах газеты.

 Вот уже четыре года (начиная с 1999г.) редактором газеты является Еленеа Григорьевна Машталяр.

 - Каждый год из проработанных мною в редакции, - рассказывает Елена Григорьевна, - был особенным. В 2000 году Запорожский железнорудный комбинат отметил тридцатилетний юбилей, в 2001-м свое 40-летие отмечал наш город Днепрорудный. 2002 год запомнился как год выборов во все органы власти. А нынешний год для меня пройдет под знаменем добычи 100-милионной тонны руды и, конечно же, 40-летие газеты. Кажое из этих событий нашло отражение на страницах “Рабочего слова”.

 Мы стараемся не только сохранить лучшие традиции газеты, складывавшиеся за многие годы, но и внести что-то новое и интересное. В последнее время значительные изменения потерпело внешнее оформление “Рабочего слова”, что и стало возмножным благодаря приобретению для редакции администрацией ЗАО ЗЖРК компьютерной техники. С переходом к изданию газеты в типографии ОП ЗАЭС (г.Энергодар) значительно улучшилось качество печати (вместо высокой применяется офсетная печать). Появились новые рубрики…

 Но особое слово хотелось бы сказать о читателях. Без их постоянного интереса и поддержки газета никогда бы не состоялась. Только благодаря им все эти 40 лет газета жила в постоянном творческом поиске и развивалась. Надеемся, что так будет и в дальнейшем.

 

Здесь хранится история

Сегодня история города и комбината надежно сконцентрировалась в музее, разместившемся на втором этаже ДК “Горняк”. За короткое время, благодаря энтузиазму и огромной энергии Антонины Марковны Ковалевской, обычный небольшой зал превратился в оригинальный музей края, включающий в себя несколько залов с разными по тематике экспозициями. Здесь и история края, его флора и фауна, быт и обычаи разных поколений людей населяющих эту землю. Причем макеты и диорамы сделаны на уровне, которому может позавидовать музей любого областного центра.

 Достичь этого уровня было очень даже нелегко. Причем за это короткое, по музейным понятиям, время удалось собрать большой фактический материал, относящийся к периоду строительства города и комбината. Каждому из них выделен отдельный зал. Причем, к счастью хозяйки музея, экспонаты музея постоянно пополняются. Для этого Антонина Марковна с помощью энтузиастов и патриотов края проводит большую исследовательскую работу, бережно сохраняя каждый документ как реликвию для будущих днепрорудненцев. Слава Богу, ещё живы и рядом живут свидетели начала строительства ЗЖРК и города. Их воспоминания особенно ценны, поэтому требуют не только архивизации, но и должного внимания к людям, их сохранившим. История края древняя, а города и комбината молодая. Теперь здесь уже живут и работают многие днепрорудненцы, считающие себя коренными жителями города. Города, ставшего для них малой Родиной, символом родной земли, отчего дома. Именно для них и следующих поколений и создается этот музей. Молодежь будет судить по экспонатам о жизни своих родителей, об их трудовых победах, о том, какие преодолевалсиь трудности, узнавать больше о своем родном крае. И чем больше они будут знать, тем больше будут гордиться своими корнями. Ведь это их родина, их земля. И потом об этом будут рассказывать своим детям, днепрорудненцам в нескольких поколениях.

 Спасибо, вам Антонина Марковна, от имени ещё не рожденных наследников горняцкой славы. Спасибо и директору комбината Александру Ивановичу Фурману, который отлично понимает важность сохранения памяти о важных событиях в жизни горняков и железнорудного комбината и поддреживает музей. Спасибо и всем тем, кто приносит дорогие им памятные предметы и фотографии, которые пополняют коллекцию музея. Без них музей бы не имел бы той цены, какую он приобрел за последние два года. А создатели этой книги также надеются, что она станет хорошим дополнением к сущетсвующим уже экспонатам.

Статья взята с книги "Покорители Недр Таврии", Запорожье 2003.

 
©"Roma Rider" 2007
Hosted by uCoz